История создания

Характернsе признаки горного велосипеда: упрочнённая трапециевидная рама, мягкая амортизационная вилка, наличие задней подвески (в некоторых дисциплинах), поднятая каретка для увеличения дорожного просвета в уровень со втулками, толстые покрышки с выпуклым, зацепистым протектором, прочные колёса.
При этом цепная передача оборудована переключателем скоростей обеспечивающим даже пониженную передачу, что облегчает подъём. Руль вынесен вперёд относительно рулевой стойки на 30 — 120 мм в зависимости от дисциплины.
история создания МТВ
Масса горного велосипеда составляет от 6 кг (велосипед для кросс-кантри) до 19 кг (велосипед для даунхилла или фрирайда) в зависимости от дисциплины и навесного оборудования.

Устаревшие ободные тормоза в настоящее время практически полностью заменили дисковые: механические (с передачей усилия через трос) или гидравлические (с гидролинией, заполненной тормозной жидкостью). Долгое время для горного велосипеда было 2 стандарта колеса: 24 и 26 дюймов.
В 2010—2014 годы появилось ещё 2 новых стандарта 650B (27,5 дюймов) и 29 дюймов (т. н. «найнеры»). 24 дюйма остались лишь для подростковых велосипедов и в некоторых экстремальных дисциплинах типа дёрта или 4x. Колёса, диаметром 26 дюймов, некогда бывшие классикой, также устарели и практически исчезли из обихода, оставшись лишь на недорогих прогулочных велосипедах и трюковых велосипедах для дерта/слоупстайла.

Цена заводского велосипеда колеблется от 17-20 тыс. руб. (начальный уровень) до 150—900 тыс. руб. и более (уровень спортсмена-профессионала), что наглядно демонстрирует, насколько разные материалы, качество и конструкция деталей и технологии производства применяются при создании велосипеда того или иного уровня.

Выпускаются специализированные велосипеды для разных видов езды:

  • велотриала (преодоления естественных или искусственных препятствий);
  • слоупстайла (прыжков по сериям трамплинов с выполнением трюков; трассы могут довольно сильно отличаться по формату, но имеют довольно стандартизированные элементы);
  • кросс-кантри (скоростной езды по пересечённой местности);
  • байкер-кросса (одновременного спуска нескольких гонщиков с возможностью контактной борьбы);
  • скоростного спуска (даунхилла);
  • фрирайда;
  • all mountain;
  • и другие
Различаются данные категории велосипедов прежде всего разными требованиями к технике. Для кросс-кантри, например, одно из главных требований — низкий вес, в то время как в даунхилле принципиальную роль играет удобство управления, сцепление покрышек с землёй и качество амортизации.

Каждый тип горного велосипеда обладает определёнными техническими характеристиками и конструкционными особенностями: геометрией рамы, ходом амортизатора/ов, размерами колес, материалом и конструкцией рамы, количеством передач.

В электрических горных велосипедах (e-MTB) используются кареточные электромоторы таких производителей, как Bosch, Shimano, Brose, Specialized, Giant, FLYON, Dyname.
Одним из первых примеров велосипедов, модифицированных специально для внедорожного использования, является экспедиция солдат Буффало из Миссулы, штат Монтана , в Йеллоустону в августе 1896 года. У швейцарских военных был свой первый велосипедный полк в 1891 году.
В Англии в 1968 году Geoff Apps , гонщик мотоциклетных испытаний, начал экспериментировать с разработкой внедорожных велосипедов. К 1979 году он разработал специально изготовленный легкий велосипед, который уникальным образом подходил для влажных и грязных условий бездорожья на юго-востоке Англии. Они были спроектированы для зимних шин Nokian размером 2 дюйма x 650 b, хотя была также выпущена версия 700 x 47 c (28 дюймов). Они продавались под маркой Cleland Cycles до конца 1984 года. Велосипеды, основанные на дизайне Cleland, также продавались английскими Cycles и Highpath Engineering до начала 1990-х годов.

Geoff Apps
Велосипеды ездили по бездорожью велогонщиками, которые использовали велосипед как средство поддержания формы в течение зимы. В 1940-х годах цикло-кросс стал самостоятельным видом спорта, а первый чемпионат мира состоялся в 1950 году.

Rough Stuff Fellowship была основана в 1955 году внедорожниками в Великобритании. В Орегоне один из членов хемекетанского клуба, Д. Гвинн, в 1966 году построил велосипед для пересеченной местности. Он назвал его «горным велосипедом» для предполагаемого места его использования.
В разных районах США было несколько групп гонщиков, которые могут претендовать на роль в рождении этого вида спорта. Всадники в Крестед-Батт, штат Колорадо , и Купертино, штат Калифорния , возились с велосипедами и приспособили их к трудностям езды по бездорожью. Модифицированные тяжелые крейсерские велосипеды , старые велосипеды Schwinn 1930-х и 40-х годов, оснащенные улучшенными тормозами и толстыми шинами, использовались для обкатки горных трасс в округе Марин , штат Калифорния , в середине-конце 1970-х годов. В то время горных велосипедов не было. Самые ранние предки современных горных велосипедов основывались на рамах крейсерских велосипедов, таких как сделанные Швинном, Эксельсиор Schwinn был фреймом выбора из-за его геометрии. Всадники использовали круизные лайнеры, и модифицировали их шестернями и мотокроссом или рулем в стиле BMX, создавая «клюнкеры».
Игнац Швинн
Термин также будет использоваться в качестве глагола, так как термин «горный велосипед» еще не используется. Всадники мчались вниз по горным дорогам, в результате чего тормоз ступицы сжигал смазку внутри, что требовало замены подшипников. Они назывались «Гонки Репака» и вызвали первые нововведения в технологии горных велосипедов, а также первоначальный интерес общественности (на горе Тамалпаис в Марин, Калифорния, до сих пор есть след под названием «Репак» - в отношении этих ранних соревнований). ). Этот вид спорта зародился в Калифорнии Marin County"
Лишь в конце 1970-х и начале 1980-х компании по производству дорожных велосипедов начали производить горные велосипеды с использованием высокотехнологичных легких материалов. Джо Бризу обычно приписывают создание первого специально созданного горного велосипеда в 1978 году. Затем Том Ритчи начал создавать каркасы для компании под названием MountainBikes, партнерства между Гари Фишером, Чарли Келли , Джоном Фреем (новатором в горном велосипеде округа Марин) и Томом Ричи. Том Ричи, сварщик с навыками изготовления каркасов, также создал оригинальные велосипеды. Три партнера компании в конечном итоге распустили свое партнерство, и компания стала Fisher Mountain Bikes, а Том Ричи открыл свой собственный магазин рам. Первые горные велосипеды были в основном с рамами для дорожных велосипедов (с более тяжелыми трубами и различной геометрией) с более широкой рамой и вилкой, чтобы обеспечить более широкую шину. Руль также отличался тем, что он представлял собой прямой, поперечно установленный руль, а не опущенный изогнутый руль, который обычно устанавливается на шоссейных велосипедах. Кроме того, некоторые детали ранних серийных горных велосипедов были взяты из велосипеда ВМХ . Другими участниками были Отис Гай и Кит Бонтрагер .

Том Ричи создал первую регулярно выпускаемую раму для горных велосипедов, которая была дополнена аксессуарами Гари Фишера и Чарли Келли и продана их компанией MountainBikes (позже она была заменена на Fisher Mountain Bikes, затем куплена Trek , все еще под именем Gary Fisher, в настоящее время продается как Трек "Коллекция Гари Фишера"). Первые два горных велосипеда массового производства были проданы в начале 1980-х годов: Specialized StumpJumper и Univega Alpina Pro. В 1988 году было выпущено "The Great Mountain Biking Video ", за которым вскоре последовали другие. В 2007 году Klunkerz: фильмы о горных вылосипедах был выпущен, документируя историю горного велосипеда во время формирующего периода в Северной Калифорнии. Кроме того, группа горных байкеров под названием Laguna Rads сформировала клуб в середине восьмидесятых и начала еженедельную поездку, исследуя неизведанные прибрежные склоны Laguna Beach, California.
Джо Бриз
Гари Фишер
Чарли Келли
Кит Бонтрагер
Инсайдеры отрасли предполагают, что это было рождением фрирайд-движения, так как они катались на велосипедах вверх и вниз по холмам и горам, где не существовало никакой специальной велосипедной сети. "Радуги Лагуны" также проводят самую продолжительную гонку в горах один раз в год с 1986 года.
В то время, велосипедная индустрия не была впечатлена горным велосипедом, поскольку горный велосипед был краткосрочным увлечением. В частности, крупные производители, такие как Schwinn и Fuji, не увидели значения внедорожного велосипеда и грядущего бума в «приключенческом спорте». Вместо этого первые серийные горные велосипеды были впервые разработаны такими новыми компаниями, как MountainBikes (позже Fisher Mountain Bikes), Ritchey и Specialized . Специализировалась американская стартап-компания, которая занималась производством рам для горных велосипедов с заводов в Японии и на Тайване. Впервые на рынке в 1981 году, Горный велосипед Specialized в основном следовал геометрии рамы Тома Ричи, но использовал сварку TiG, чтобы соединить трубы рамы вместо пайки, что лучше подходило для массового производства и помогло снизить трудовые и производственные затраты. Велосипеды были оснащены 15 передачами с использованием переключателей , тройной цепью и шестерней с пятью звездочками.
В течение 1990-х и первого десятилетия 21-го века катание на горных велосипедах превратилось из малоизвестного вида спорта в основной вид деятельности. Горные велосипеды и снаряжение для горных велосипедов, которые раньше можно было приобрести только в специализированных магазинах или по почте, стали доступны в стандартных магазинах велосипедов. К середине первого десятилетия XXI века даже некоторые универмаги начали продавать недорогие горные велосипеды с полной подвеской и дисковыми тормозами. «Горные велосипеды» были спроектированы так, чтобы хорошо спускаться и справляться с трудностями в суровых условиях, но при этом эффективно крутить педали при езде в горах.

Вслед за растущей тенденцией в 29-дюймовых колесах в сообществе любителей горных велосипедов появились и другие тенденции, касающиеся размера шин. Одним из наиболее распространенных является новый, несколько эзотерический и экзотический размер колеса 650B (27,5 дюйма), основанный на неясном размере колес для туристических дорожных велосипедов. Некоторые гонщики предпочитают иметь большее колесо спереди, чем сзади, например, на мотоцикле, чтобы увеличить маневренность. Еще одна интересная тенденция в горных велосипедах - оснащение грунтовых прыжков или городских велосипедов жесткими вилками. Эти велосипеды обычно используют 4-5-дюймовые вилки ходовой подвески. Полученный продукт используется для тех же целей, что и оригинальный велосипед. Обычно причиной перехода на жесткую вилку является повышение способности гонщика передавать силу на землю, которая важна для выполнения трюков. В середине первого десятилетия XXI века открылось все больше курортов, ориентированных на горные велосипеды. Часто они похожи на тот же комплекс, что и горнолыжный курорт или модернизация бетонных ступеней и платформ заброшенной фабрики в качестве полосы препятствий, как в крытом парке Ray's MTB . Парки для горных велосипедов, которые работают в летнее время на лыжных склонах, обычно включают кресельные подъемники, приспособленные для велосипедов, ряд трасс различной сложности и прокат велосипедов.
Geoff Apps
Игнац Швинн
Джо Бриз
Гари Фишер
Чарли Келли
Кит Бонтрагер
Дополнения к статье
Made on
Tilda